ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – дети с ТМНР) – это дети, у которых наблюдается выраженное отставание в двигательном и познавательном развитии в сочетании с нарушениями зрения и/или слуха. Развитие детей данной категории затруднено во всех областях и имеет выраженное ограничение в движении, во всех видах чувственного восприятия, в речи и общении, познавательном развитии, мотивации, самообслуживании, социальной интеграции. Различные нарушения у детей с ТМНР влияют на их развитие не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. Таким детям требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размер поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении развития.

Как организовать оптимальную среду для развития детей с ТМНР?

Развитие и стимуляция детей с ТМНР напрямую зависит от объема и качества поддержки их в повседневной жизни. Поэтому важно научить малыша взаимодействию и способам общения с близкими людьми, а также максимально помочь ребенку понять, что собственной активностью он может воздействовать на окружающий мир.

То, чему обычные дети учатся самостоятельно, используя зрение, слух, осязание, речь, способность передвигаться и играть, недоступно детям с ТМНР. Данной категории детей необходимы более сильные стимулы, для того чтобы они смогли воспользоваться своим зрением, слухом, осязанием, если они нарушены. А при отсутствии данных функций необходимо максимально компенсировать их специальными техническими средствами.

С самого раннего возраста для таких детей необходима зрительная, слуховая и тактильная стимуляция. Кроме ощущений, поступающих от внешнего мира необходимо дать возможность понять, что ребенок может влиять на окружающий его мир, что действия, которые он выполняет, могут оказать определенное воздействие и соответственно изменять ситуацию. Это может относиться как к предметам, так и к окружающим его людям. Для этого необходимо организовать:

комфортную среду, которая необходима для жизни и развития ребенка, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо и спокойно. Например, комфортная среда – это привычная домашняя обстановка и близкие ухаживающие взрослые. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Комфортная среда дает чувство безопасности, поэтому именно в ней ребенок начинает проявлять активность и самостоятельность.

развивающую среду, в которой ребенок будет учиться новым навыкам. Развивающая среда необходима для эмоционально-личностного развития ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации и в конечном итоге – для гибкого поведения в самых разных жизненных ситуациях.

Для детей с ТМНР особенно важно в течение дня развивающую среду сменять комфортной средой, чтобы ребенок мог отдохнуть и восстановиться. Моделируя комфортную или развивающую среду для детей с ТМНР, необходимо учитывать:

  • физическое окружение (контроль дыхания, боли и эпилептические приступы; режим сна, диета и чувство сытости);
  • стабильную и удобную позу;
  • оптимальную влажность, чистоту и температуру воздуха;
  • размер помещения;
  • сенсорную насыщенность (звуков, освещенности, поверхности, цвета стен, запахов);
  • необходимые предметы, игрушки и стимулы;
  • доступность среды. 

Полезная литература

  1. Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с функциональными ограничениями.
  2. Бакк, А., К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд; пер. со шведск. Ю. Колесовой. – СПб : ИРАВ, 2001.-360 с.
  3. Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / О. С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.; под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018. – 114 с. 
  4. Гайдукевич, С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей. / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. Гайдукевич С. Е. – Мн. : УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – 144 с. 
  5. Кожевникова, Е. В., Клочкова Е. В. Нет «необучаемых детей» : Книга о раннем вмешательстве / Е.В. Кожевникова, Е.В. Клочкова . –СПб. : КАРО, 2007 – 352 с.

 

Материал подготовлен специалистами Центра раннего вмешательства.

Фото: Unicef.by