Как в детском саду в Витебске дети с инвалидностью учатся вместе со всеми

Утром на территории детского сада №104 в Витебске шумная и веселая толпа малышей. Мальчики и девочки танцуют под музыку, ловят и передают друг другу воздушный шарик, играют в песочнице. Этот садик, можно сказать, инновационный – в 2011 году здесь открылась первая группа интегрированного обучения и воспитания, которую посещают дети с трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью, аутизмом и другими особенностями развития. С 2022 года – работает еще одна такая группа, а всего за эти годы из детского сада выпустилось 22 ребенка с особыми образовательными потребностями.

Валентина Вялова – одна из первых мам, которая не побоялась привести сюда своих детей, а их в семье 13! У всех детей нет особенностей развития, но по очереди они становятся воспитанниками интегрированной детской группы, где все дети независимо от особенностей здоровья проводят время вместе. 

– Вероника, которая первая из моих детей пошла в интегрированную группу, уже в 11 в классе. И на ее примере, и на примере других своих детей я вижу, как совместное обучение влияет на формирование важных ценностей. Для них люди с инвалидностью в обществе – это норма. Для меня, как для мамы, это очень важно. Я уверена, что совместные группы помогают вырастить более эмпатичных, сочувствующих взрослых, для которых все люди, независимо от особенностей развития или цвета кожи, равные. Помню случай, когда во дворе на площадке обидели темнокожего мальчика. Он сидел и плакал. Мой сын подошел и обнял малыша: раз кому-то плохо, нужно пожалеть, обнять, а остальное не важно! 

Валентина признается, что сначала сталкивалась с непониманием близких, зачем отдавать ребенка в группу, где есть дети с инвалидностью. Но ее позиция неизменна: все дети имеют одинаковые потребности в общении, игре, дружбе со сверстниками. Многодетная мама уверена, что многое идет от родителей. То, что они транслируют в семье, в том числе о людях с инвалидностью, воспринимается детьми как истина.

– Я сталкивалась с ситуациями, когда взрослые были не просто против совместного обучения, а даже чтобы их дети играли с детьми с особенностями развития. У нас в доме жила девочка с синдромом Дауна. В песочнице с ней играли все, никто не делал акцент на ее особенностях. А когда пришла мама из другого дома и сказала своему ребенку “нет, нельзя”, других детей это сразу насторожило. Почему нельзя? Пока взрослый не указал на какие-то различия, им не придавали значения, не замечали.

– Как по-вашему, должен ли в семье состояться разговор о людях с инвалидностью?

Если дети задают вопросы, то да. А если ребенок не спрашивает и для него это норма, зачем делать акцент? Для моих детей благодаря совместному пребыванию в группе детского сада это норма, поэтому и вопросов таких они не задают. Один раз только сын спросил про мальчика Ваню с аппаратом кохлеарного импланта, что у того за штучка на ухе? И я объяснила, что она необходима, чтобы слышать других.

При формировании групп интегрированного обучения и воспитания с каждым родителем беседуют индивидуально. Предлагают сделать выбор в ее пользу, говорят о преимуществах. Так, за счет меньшего количества детей каждому удается уделить больше внимания – идет практически индивидуальная работа, здесь хорошая развивающая среда, работают педагоги только высшей категории. И очень рады, когда родители легко откликаются и принимают положительное решение.

“Дима вдруг начал дома танцевать и давать себя кормить” 

Диме 4,5 года. Год назад ему поставили диагноз аутизм. То, что сын отличается от сверстников, мама начала понимать в его 1,5 года. Когда в магазине продавец или кассир вдруг начинал разговаривать с ребенком, мальчик сильно раздражался и начинал кричать. На детских площадках ни с кем не играл и, кажется, даже не замечал сверстников. Чужих взрослых боялся, подпускал к себе только близкое окружение.

 

– Когда тебе озвучивают, что у ребенка есть особенности развития, ты до конца не хочешь этого понимать. Всегда есть надежда “а вдруг пройдет годик, и он заговорит”. Потом поняла, что нет смысла ждать этого “а вдруг”. Наша норма – вот такая. Я приняла, что мы живем и развиваемся по своему пути здесь и сейчас, – делится с нами Александра, мама Димы. – Обязательно нужно идти к людям, в садик, обращаться к разным специалистам. У меня позиция такая: лучше я попробую все, чем буду жалеть, что чего-то не сделала. Это радость, что мой ребенок может ходить в группу вместе со всеми, я получила здесь большую поддержку.

Дима ходит в садик 2 года. За это время и мама, и педагоги заметили положительные изменения в его поведении. После того, как в саду организовали дополнительные занятия с психологом по логоритмике, Дима вдруг начал дома танцевать. Он без страха и слез переходит из одного помещения в другое, стал позволять себя кормить, спокойно относится к тому, что рядом с ним находятся чужие взрослые, приходит на садовские праздники, где много детей. Хотя раньше мальчик сложно переносил  любые громкие звуки. А в самом начале тяжело вступал в контакт с окружающими, часто плакал. Сейчас “Дима, привет!” или “Дима, пошли с нами” от других детей не вызывает отрицательных эмоций .

 Как ассистивные приборы помогают детям с особенностями развития ходить в детский сад вместе со всеми

Этим летом в рамках проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» и информационной кампании «Просто дети в школе», которая реализуется Министерством образования Беларуси и ЮНИСЕФ в Беларуси  при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации, в детский сад доставили комплект ассистивного оборудования – это специальные приборы и устройства, которые помогают детям с особыми образовательными потребностями учиться вместе со всеми.

– В связи с тем, что с 2022 года в наш садик были зачислены дети с расстройством аутистического спектра, для нас было важным совершенствовать предметно-развивающую среду, – рассказывает заведующий  ГУО «Детский сад №104 г. Витебска «Сказка» Светлана Михайловская. – Благодаря новым ассистивным устройствам  наши воспитанники смогут активнее вовлекаться в образовательный процесс, а у педагогов появится больше возможностей, инструментов для еще большей его эффективности. Пока мы только знакомимся с новыми устройствами, изучаем их, чтобы понимать, как использовать в дальнейшей работе с детьми. Таким самым желанным ассистивным устройством для нас стал айтрекер. Он подключается к компьютеру и при выполнении определенных заданий отслеживает  и реагирует на взгляд ребенка, управляя таким образом компьютером. Это дает возможность коммуникации с помощью компьютера для детей, которые по разным причинам не могут  другим способом взаимодействовать с окружающими или  управлять компьютером движением рук.  

Также для детей с аутизмом в садик передали коммуникатор, который точно пригодится Диме, а еще коммуникативный планшет, комплекты обучающих карточек, жилет-утяжелитель, который успокаивает и помогает концентрировать внимание. Среди новых обучающих материалов появились и карточки, которые помогают ребенку выстраивать жизнь в течение дня, самостоятельно или с помощью воспитателя устанавливая расписание  действий  и следовать ему.

За этим занятием мы и застали в группе еще одного воспитанника детского сада № 104 с особенностями развития – Артура вместе с его тьютором Еленой Мелешко. В этом году мальчик пошел в школу.

– У Артурчика трудности в обучении и проявление расстройства аутистического спектра. Когда я только пришла работать, он ни на кого не реагировал, ему сложно было находиться рядом с большим количеством детей и взрослых. За время нахождения в саду он начал показывать большие успехи: кушать за столом, есть первые блюда, говорить. Он читает, считает, на английском знает весь алфавит. Знает свое имя, возраст и где живет. Конечно, совместное обучение способствует развитию. Он запомнил всех детей, называет их по именам, знает имена всех взрослых. Это здорово, когда все вместе, в одном обществе, – уверена Елена Владимировна. – Наверное, именно поэтому воспитатель персонального сопровождения. Ты видишь, что очень-очень помогаешь в первую очередь семье. У других детей в группе воспитывается доброта. Я вижу, что Артура все очень любят. На собраниях мы уделяем большое внимание теме инклюзии. И если раньше родители боялись идти в интегрированную группу, то сейчас легче к этому относятся.