Почему родители все чаще хотят отдать ребенка в группы с инклюзией?

Внешне «Детский сад №200 г. Минска» ничем не отличается от других учреждений дошкольного образования. Яркое двухэтажное здание, благоустроенная территория, детские площадки, оборудованные современными комплексами. Это сад, в который  каждый день приходят 10 детей с инвалидностью.  

«Дети с инвалидностью быстрее развиваются, копируя манеру общения и поведения у других детей»

Мы поднимаемся на второй этаж и попадаем в просторный кабинет педагога-психолога. Здесь создана среда с различными зонами: игровая, релаксации, уединения, песочной терапии, диагностики и консультирования. Отдельное место выделено для работы с детьми с признаками раннего детского аутизма.

Здесь мы встречаем Евгению, маму Варвары. Сейчас девочке 8 лет. Изначально у малышки был диагноз ДЦП, но в три с половиной года Варваре поставили новый диагноз: органическое поражение головного мозга и судорожный синдром. 

– Перед тем как начать посещать интегрированную группу, мы долго думали, как лучше поступить: выбрать для Вари инклюзивное образование либо специализированное дошкольное учреждение. Дело в том, что наша дочка не разговаривает, она может что-то показать, невербально объяснить. Поэтому мы и беспокоились: удастся ли девочке наладить контакт с воспитателями и сверстниками, – рассказывает Евгения. – В итоге решили, что ребенку будет лучше, если она сможет расти и развиваться рядом со сверстниками. Дочке полезно видеть их быт, играть вместе, кушать рядом. Сейчас я вижу, что мы приняли правильное решение. Варвара не просто видит социальные и коммуникативные навыки других мальчиков и девочек в группе, а перенимает и копирует их. А это, естественно, хорошо сказывается на развитии нашей девочки.  

Нас встречает заведующий детского сада Наталья Ланевская, которая еще будучи воспитателем дошкольного образования, в 2006 году открывала здесь первую группу интегрированного обучения и воспитания. В рамках информационно-просветительской кампании «Просто дети в школе», которая реализуется Министерством образования и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (больше информации о кампании можно найти на сайте www.prostodeti.by), Наталья Викторовна рассказывает, как работает принцип инклюзии в их учреждении дошкольного образования. По словам педагога, изначально было очень волнительно, потому что это был новый для нее опыт. Не знали, чего ожидать от детей, как нужно правильно выстраивать коммуникацию и с родителями детей с особенностями психофизического развития, и с родителями детей без особенностей. Но опасения оказались напрасны.

 

Раньше детский сад посещали дети с синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью,трудностями в обучении, ранним детским аутизмом, а сегодня в инклюзивных группах воспитываются мальчики и девочки с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. 

На сегодня в детском саду №200 всего 10 детей с особенностями психофизического развития из 240 воспитанников. Детский сад вошел в список тех пилотных учреждений образования, на базе которых проводится экспериментальная апробация разработок проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», реализуемого совместно Министерством образования и ЮНИСЕФ в Беларуси. В 2012 году в здании сада был установлен пандус, а все группы оснастили реабилитационным оборудованием: вертикализаторами (специальным реабилитационным ортопедическим устройством), креслами-стойками, столами с приставными стульями, U-образными креслами, а также специальными клиновидными вкладышами, которые помогают детям более удобно распределять мышечную нагрузку в сидячем положении. 

– Совместное пребывание в одной группе детей с инвалидностью  и дошкольников без особенностей в развитии взаимовыгодно для обеих сторон: у всех детей развивается чувство эмпатии, коммуникативные навыки, готовность оказать посильную помощь. Такие дети с большей долей вероятности вырастут более открытыми и чуткими людьми, а это, в свою очередь, хорошо скажется на их эмоциональном интеллекте, – добавляет Ирина Табала, педагог-психолог детского сада.

Популярность инклюзивных групп в саду с годами только растет 

По словам заведующего Натальи Викторовны, с годами все больше родителей отдают предпочтение инклюзивному образованию и все чаще стремятся отдать своего ребенка именно в группы интегрированного воспитания и обучения.

– Когда видишь, как дети стараются помочь своим одногруппникам с инвалидностью: стульчик подвинут, помогут пройти куда-то – прямо слезы наворачиваются от умиления, – говорит Наталья Ланевская. 

Дальше мы идем в группу, где встречаем Наталью Заболотную, тьютора Яна. Мальчику 8 лет, у него ДЦП (Детский церебральный паралич), а также задержка речевого развития. У Яна есть брат-двойняшка Степан, у него тоже ДЦП. «С мальчиком я работаю 8 месяцев, – говорит Наталья Федоровна. – В сад мы пошли только в феврале текущего года. До этого мальчики посещали неспециализированное дошкольное учреждение, где у педагогов не было возможности и опыта учитывать особенности их развития. С приходом в детский сад №200 – парни буквально расцвели. Несмотря на то, что Ян не разговаривает, мы с ним общаемся невербально, поэтому я с уверенностью могу сказать, что в детский сад он ходит с удовольствием. Мальчику очень нравится коммуникация с другими детьми. Плюс он видит и чувствует доброжелательное отношение со стороны не только детей, но и воспитателей, работников сада, поэтому здесь он всегда в хорошем настроении».   

Даник, который любит жизнь

На выходе из игровой комнаты мы встречаем Анастасию, маму Даниила. «Сын родился 5-месячным. Сегодня Дане 6 лет, и он точно знает, что такое бороться за жизнь с самого рождения, – начинает беседу женщина. – Диагноз ДЦП не мешает нам посещать детский сад и играть с папой в футбол. Изначально мы рассматривали только обычный детский сад».

Мальчик живет полноценной жизнью. Даник очень озорной, любознательный и общительный. Сначала у родителей были некоторые опасения: сможет ли он найти общий язык с воспитателями, с другими детьми. Но в итоге все сомнения оказались напрасны, мальчику понравилось в детском саду буквально с первых минут. «Я удивилась, когда сын мне сказал: «Все, мам, пока. Вечером меня заберешь. Тогда я поняла: Даник найдет контакт с любым ребенком»

Сейчас мальчик увлекается машинками, конструкторами, любит читать книжки, учит стихи и  поет песни. Еще год мальчик будет ходить в детский сад, а потом продолжит обучение в интегрированном классе в школе. 

– Для меня в первую очередь важно, чтобы ребенку было комфортно в социуме, когда нет родителей рядом. Поэтому в начальную школу мы пойдем в интегрированный класс, чтобы сыну было легче адаптироваться в учебном заведении. Но я допускаю возможность дальнейшей учебы в обычном классе, когда Даник освоится, привыкнет к школе, – говорит Анастасия. 

– Мы очень любим всех наших детей, и родители это чувствуют. Если папы и мамы приводят ребенка в детский сад, где видят профессиональных педагогов, которые создают систему для успешного развития их ребенка, конечно, они не боятся. Инклюзия это концепция, мировоззрение для любых детей и взрослых. Это попытка добиться равного права на образование для всех детей, независимо от их состояния здоровья, пола, возраста, национальности, – заканчивает беседу Наталья Викторовна.