ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для тренировки двигательных умений детям необходимы специальные занятия, проведение которых требует знаний о том, какие игры лучше всего подходят для освоения новых навыков.

Родители часто не придают должного значения сенсомоторному развитию, выраженному в каждодневном участии ребенка в бытовых делах, потому что их интерес постепенно смещается в сторону познавательного и речевого развития. А ведь детям требуется специальное вмешательство, чтобы усовершенствовать двигательное развитие, а значит, и поведение в целом. Мы предлагаем вам описание нескольких игр без деления по возрасту. Каждый родитель определит, насколько та или иная игра подойдет ему и его ребенку, принимая во внимание соображения безопасности.

Игра «Катание на лодке»

Для этой игры взрослому необходимо обеспечить небольшое безопасное пространство на полу. Он ложится на спину, ноги стоят на полу, согнуты в коленях. Затем взрослый предлагает ребенку лечь к себе на живот, удерживая его своими руками (наподобие лодки) и начинает плавно раскачиваться (вправо-влево), изображая лодку. Свои движения взрослый может сопровождать стихотворением:

Как-то в лодке плыли нотки:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
А за лодкой, вслед за лодкой,
Тихо плыли караси.
«Что за чудная погодка!» –
Говорили караси.
Но не слышали их в лодке
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Песни в лодке распевали
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
А под лодкой танцевали
Озорные караси.
Раскачалась сильно лодка
И пошла нырком на дно.
Караси спасали нотки:
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до

(Г. Хамаль)

В конце игры «лодка» может неожиданно перевернуться. Такую игру можно повторять несколько раз в разном темпе.

Катание с ледяной горки

Катание с гор – это традиционная зимняя забава, которая устойчиво сохраняется из поколения в поколение. Большая ледяная горка – именно то место, где можно отработать многие двигательные умения, получив колоссальный эмоциональный заряд.

Спуск с ледяной горы – это всегда скольжение (неважно, на ногах или на попе). Скольжение дает совершенно особое переживание непосредственного динамического контакта тела с поверхностью, непохожее на обычные ощущения при ходьбе, стоянии или сидении.

Дети используют три основных способа скатывания с ледяной горки, сменяющих друг друга по мере совершенствования умений. Самый простой (так катаются маленькие) – на попе; второй, переходный, – на корточках (как бы на ногах, но не так высоко, чтобы было не больно падать), и третий – на ногах, как обычно катаются младшие школьники.

Кроме двигательных навыков, на горке можно приобрести обусловленный ситуацией богатый социальный опыт! Первое из социальных приобретений – это расширение репертуара проявлений поведения, второе – познание социальных норм и правил общежития: детей катается много, а ледяных спусков обычно всего один или два, и возникает проблема очередности. Третье социальное приобретение состоит в особых возможностях непосредственного общения (в том числе телесного) с другими детьми.

Игра «Куча-мала»

Для нас интересно то, что «куча-мала» – это не только принятая издавна форма прямого телесного взаимодействия между детьми. Игра представляет собой характерное проявление народной традиции социализации, телесного развития и воспитания личности ребенка.

Для ребенка с синдромом Дауна лучше начинать игру в форме, когда взрослые – родители или братья и сестры – швыряют его дома в наваленную кучу одеял и подушек. Оказываясь в неудобной, непривычной позе, ребенок вынужден приспосабливаться. Чтобы выбраться, ему нужно учиться справляться со своими непослушными руками и ногами, находя новые способы адаптации к ситуации. Многократное повторение позволяет закреплять найденные способы.

Естественно, эта игра поначалу должна проходить с малой интенсивностью и в радость. Помните, что из-за нарушения координации ребенок, оказавшийся в дискомфортном положении, может запаниковать. События должны развиваться постепенно, чтобы выработать устойчивость к стрессу от незнакомой ситуации.

Богатый двигательный и социальный опыт, который получает ребенок с синдромом Дауна, в подобных играх помогает сбалансированному развитию всех без исключения его психических функций, а значит, и более стабильному и целостному, а не «разорванному» поведению.

Игра «Схватить, чтобы не убежало»

Для такой игры взрослому понадобятся небольшие разнообразные игрушки: мягкие мячи с наполнителем, плюшевые игрушки, маленькие машинки, заводные игрушки. 

Перед началом игры взрослый раскладывает предметы на полу и просит ребенка собрать игрушки в мешок. В ходе игры взрослый может эмоционально подбадривать ребенка, комментируя его действия. Если малыш справился с задачей, то игру можно усложнить – разложить игрушки на разных местах (под столом, на полке и т. д.), можно собирать движущиеся предметы (заводные игрушки, инерционные машинки), можно собирать мелкие игрушки щипцами. В такую игру можно играть по очереди или засекая определенное время. 

Игра «Волшебный пузырь, шарик»

Для такой игры взрослому понадобится набор мыльных пузырей или воздушный шарик. Выдувание мыльных пузырей – простая и очень эмоциональная игра, доставляющая удовольствие всем участникам. 

Вначале взрослый привлекает внимание ребенка к игре: «Смотри, у меня мыльные пузыри!» – выдувает пузыри («Какой шарик!» – надувает воздушный шар, а затем отпускает его в любом направлении). Если ребенок относится с боязнью, то взрослому следует продемонстрировать уверенное поведение и показать, что ситуация безопасна. Можно предложить ребенку лопнуть пузырь, комментируя действие: «Хлоп!» или ногою «Топ!» (либо надуть и дать потрогать шарик). Как только ребенок заинтересуется процессом, взрослому следует повторить игровое действие. Усложнять игру с лопанием мыльных пузырей можно, изменяя темп выдувания пузырей, направление в котором мыльные пузыри летят, увеличивая количество выдуваемых пузырей.

В ситуации с надувным шариком взрослому необходимо надуть шарик, затем сосчитать: «Раз, два, три» – и отпустить его летать по комнате. Затем немного подождать, чтобы ребенок смог обратиться за повторением игрового действия. В игре с шариком взрослому следует быть осторожным и не оставлять ребенка без присмотра.

Познакомиться с другими играми можно здесь.

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.

Фото: Unsplash.com.