ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие игровой деятельности в раннем возрасте тесно переплетено с познавательными интересами. В чем проявляются нарушения познавательной деятельности в раннем возрасте и как организовать пространство для игровой деятельности особенного ребенка, вы узнаете в материале, подготовленном специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.

Фото UNICEF

Задержка или нарушения познавательного развития часто связаны с органическими поражениями ЦНС, возникающими в период беременности, родов, первых лет жизни, а также могут сопутствовать многим генетическим нарушениям (хромосомным нарушениям, наследственным дефектам обмена веществ, эндокринной патологии и др.). К нарушениям познавательного развития можно отнести снижение основных психических функций, таких как: восприятие, память, внимание, мышление. У ребенка часто могут возникать сложности в регуляции произвольной деятельности – способности действовать без отвлечений, когда он может поставить себе цель и следовать к ней.

Развитие детей с нарушениями познавательного развития имеет свои специфические особенности, которые можно заметить в различных областях: двигательной, социально-эмоциональной, речевой, когнитивной сферах, а также в особенностях развития игровой деятельности. Основные причины, которые замедляют самостоятельное и поэтапное развитие игровой деятельности ребенка, это: низкий уровень познавательной активности, задержка моторного развития, трудности в овладении предметной деятельностью, задержка речевого и эмоционального развития.

У детей с нарушениями познавательного развития, как правило, замедленный темп психической активности, им сложно концентрироваться на определенном виде деятельности. Часто проявляется снижение или отсутствие интереса к игрушкам, нет любимых занятий, либо интерес очень избирателен. Случается, что все предметы, которые заинтересовывают ребенка, исследуются им только определенным образом (например, только орально, даже если ему более 14 месяцев). Или ребенок начинает манипулировать предметами, которые в данный момент попадают в поле его зрения, которые привлекают его внешним видом, а не возможностью воплотить игровой замысел. Поэтому интерес детей с нарушениями познавательной сферы является кратковременным, поверхностным, и ребенок быстро бросает игрушку или занятие. Такие дети медленно усваивают новые игровые знания и умения.

Развитие игровой деятельности в раннем возрасте тесно переплетено с познавательными интересами. Развитие психических процессов, таких как: восприятие, память, внимание, мышление, воображение в раннем возрасте происходит более эффективно благодаря познавательной мотивации и активности ребенка, а также его совместной деятельности со взрослым в естественной для него среде (дома). Родитель может не создавать специальных условий для развития ребенка, а следовать за его интересами, включать ребенка в повседневные дела, стимулируя его познавательное развитие и игровую деятельность.

Первоначально взрослый наблюдает за ребенком, его интересами, а затем, присоединяясь к деятельности ребенка, может ее постепенно усложнять, вводя новые игровые элементы или препятствия в игре, тем самым расширяя опыт и знания ребенка. Например, маленький ребенок любит сбрасывать кольца с пирамидки, а взрослый может усложнить занятие, предложив забрасывать кольца в металлическую кастрюлю с грохотом, эмоционально озвучивая действия. Затем можно закрыть кастрюлю крышкой и предложить ребенку вместе найти спрятанные «сокровища». Подобное взаимодействие способствует развитию мышления ребенка, умению решать конкретные задачи, экспериментировать с предметами. Знакомя в процессе игры ребенка с предметами, свойствами, закономерностями окружающего мира, взрослый становится для него равноправным и интересным партнером.

Как организовать пространство для игры для детей с нарушениями познавательного развития?

Когда вы организовываете игровую зону для ребенка раннего возраста с особенностями и нарушениями познавательного развития, вам нужно структурировать пространство.

Важный компонент при организации структурированного пространства – это его безопасность. Если ребенок уже может передвигаться (ползать, ходить), то взрослому необходимо встать на его уровень (это будет первый уровень безопасности) и внимательно обследовать всю квартиру. Следует помнить, что вещи, очевидные для взрослого человека, совершенно неизвестны и непонятны ребенку, поэтому если существует хоть малейшая доля опасности в каком-то месте, ее источник необходимо устранить. Следует обратить внимание на провода электроприборов, розетки, обогревательные приборы, места, где есть огонь, или где готовится пища, а также доступность мелких, острых предметов, химических веществ и лекарственных препаратов.

  • При взаимодействии в игре с ребенком раннего возраста с нарушениями познавательного развития следует помнить, что его способность к концентрации внимания ограничена. Умение сосредотачиваться приходит с возрастом, поэтому взрослому следует сократить до минимума все отвлекающие факторы (разнообразные предметы, игрушки, разбросанные по всему пространству). Хранить игровой материал следует в определенных местах (закрывающихся ящиках, шкафах, модулях), самостоятельный доступ к которым для ребенка ограничен и ему понадобиться помощь взрослого, к которому он может обратиться с просьбой.
  • В игровом пространстве по возможности следует использовать естественное освещение, сокращая время работы отвлекающих флуоресцентных ламп, использовать шторы, если солнечный свет слишком ярок. Также следует исключить звуковое и шумовое сопровождение в виде постоянно работающего телевизора или радио.

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.