Количество детей с особенностями психофизического развития в Беларуси из года в год растет. Специалисты прогнозируют, что в обозримом будущем в школьных классах будет практически поровну детей, требующих особого образовательного подхода, и их сверстников. Стоит ожидать, что совсем скоро особенно ценными и востребованными станут педагоги, компетентные в инклюзии. Образовательная система Беларуси готовится к грядущим изменениям. Для получения необходимых профессиональных компетенций на базе Института инклюзивного образования БГПУ в 2024 году начала работать виртуальная лаборатория.
– Лаборатория создана для студентов института и специалистов, которые планируют повышать свою квалификацию, – рассказывает Светлана Феклистова, проректор по научной работе БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, профессор, сурдопедагог. – Важно, что этот образовательный инструмент полезен не только дефектологам: учителям-логопедам, сурдопедагогам, тифлопедагогам и олигофренопедагогам. Воспитатели дошкольного образования, учителя начальных классов, учителя-предметники и другие педагогические специалисты могут, при желании, получить новые компетенции в рамках реализации принципа инклюзии.
Что такое виртуальная лаборатория
Виртуальные лаборатории давно стали частью образовательного процесса. Первым прототипом такого инструмента был симулятор полетов для подготовки военных пилотов, созданный Эдвином Линком в 1928 году. С тех пор методика используется во многих сферах – в инженерии, химии, программировании, авиации, социальной работе. Достаточно эффективно эта методика зарекомендовала себя и в образовании.
В Институте инклюзивного образования БГПУ впервые в стране ее применили для инклюзивного образования. Неудивительно, что это случилось именно в стенах института – сегодня это самый крупный научно-практический центр по подготовке учителей-дефектологов, базовая организация в рамках СНГ.
Созданная здесь виртуальная лаборатория содержит электронный каталог практических ситуаций из жизни детей с инвалидностью и примерами работы специалистов с этими ситуациями. Видеоинтервью с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, являются важным содержательным компонентом материалов лаборатории, ведь семья сегодня – равноценный, равноправный субъект образовательного процесса.
Всего – 63 видеофильма, 44 из которых педагоги института подготовили совместно со специалистами Детского фонда (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», который реализуется совместно Министерством образования Беларуси и ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.
Еще 19 видеофильмов сотрудники института создали на основе своих методических комплексов, дополнили ими виртуальную лабораторию и продолжают наполнять каталог дальше.
Чем наполнена виртуальная лаборатория
Студенты и слушатели курсов могут увидеть варианты адаптации дидактического инструментария в инклюзивном образовании, занятия в учреждениях дошкольного образования, уроки в школе, коррекционные занятия, работу с семьей, варианты организации режимных моментов.
– Мы собрали воедино и структурировали разнонаправленный видеоматериал, – демонстрирует вкладку за вкладкой Светлана Феклистова. – Например, есть занятия по развитию дочисловых представлений, формированию элементарных математических представлений, по компьютерной грамоте, уроки в классе, где учатся дети, имеющие разные степени нарушения зрения, уроки по развитию речи с учащимися с нарушением слуха и многое другое.
Ключевое преимущество виртуальной лаборатории в том, что каждое видео можно подвергнуть разноаспектному анализу: с психологической, педагогической, методической точки зрения в рамках разных дисциплин. И в рамках каждой дисциплины разработаны разноуровневые задания, которые позволяют одну и ту же ситуацию рассмотреть с разных сторон.
– Иногда студенты говорят, что уже видели этот фильм, – рассказывает Светлана Феклистова. – Да, видели, например, на занятиях по специальной психологии. А теперь оценим материал в рамках методики коррекционно-развивающей работы, под иным углом – и анализ будет совсем иным. И это позволит сформировать новые, более глубокие, профессионально значимые умения.
Одно из преимуществ виртуальной лаборатории – возможность пересмотреть ключевые моменты видеофильма, перемотать на нужный эпизод, поставить на паузу, предметно обсудить нюансы, подумать над решением задачи. А пул задач тут очень разнообразен, сложность растет по мере того, как усложнется содержание учебного плана и появляются новые учебные дисциплины.
Например, для раздела «Адаптация» студентов попросят проанализировать используемые педагогом способы включения ребенка, взаимодействие со сверстниками, составить рекомендации по адаптации учебного материала с учетом особых образовательных потребностей школьника.
В разделе «Семья» заданием может быть посмотреть отрывок интервью с семьей и определить ее образовательный запрос, сформулировать рекомендации для родителей, дополнить перечень вопросов.
Для раздела «Дети с ООП» задачей может быть определить ограничения ребенка и его особые образовательные потребности, охарактеризовать актуальный уровень развития и функциональные возможности, перечислить необходимые ребенку специфические средовые ресурсы. Далее смоделировать для него средовый комплекс обучения и воспитания. И на основе анализа ограничений и особых образовательных потребностей определить приоритетные задачи работы с ним для разных педагогических работников.
– На первом этапе студент может выявить потребность, но не всегда может обозначить тот способ, с помощью которого мы можем эту потребность удовлетворить, – рассказывает Светлана Феклистова. – Специфическим средством адаптации может быть, например, коммуникатор для неговорящих людей или специальные уплотнители на ручку или карандаш, если это ребенок с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Возможно, слабослышащего ребенка нужно пересадить за другую парту, потому что причина его неуспеваемости не в невнимательности, а в том, что ему не созданы специальные акустические условия: не учли расстояние, силу голоса говорящего.
Почему важно уметь глубоко и с разных сторон анализировать каждую конкретную ситуацию? Сегодня в Беларуси происходит постепенный переход от медицинского подхода к социальной модели, когда во главу угла ставится не попытка “исправить” имеющиеся нарушения развития, а расширение возможностей участия ребенка во всех сферах жизни через создание поддерживающей среды. И у современных детей с особенностями психофизического развития эти возможности существенно возросли.
Контингент детей меняется, появляются новые категории – соответственно, меняется стратегия работы с ними. К примеру, к новой категории относятся дети с нарушениями слуха, прошедшие кохлеарную имплантацию. Операция восстанавливает 80% слуха, а дальше ребенку обязательно нужен рядом педагог, который сможет мягко и при этом профессионально адаптировать его к новым условиям жизни и обучения.
Как создавалась виртуальная лаборатория
Идея лаборатории много лет вынашивалась едва ли не каждым преподавателем Института инклюзивного образования БГПУ. Более того, многие уже внедрили видеоформат в свои методические комплексы. Нужно было всё это собрать воедино, проанализировать, структурировать, привести в комфортный для восприятия и анализа вид, разместить на сайте. Масса работы! Но пандемия четко дала понять, что это делать важно и нужно.
Поддержка ЮНИСЕФ пришла вовремя. Специалисты Детского Фонда разработали логистику съемок по всей стране, а после взяли на себя техническую часть – съемки занятий и монтаж фильмов.
В процессе сбора материала педагоги института – 20 специалистов – побывали в Минске и далеко за его пределами: в городских, сельских, общеобразовательных и специализированных школах. Отсматривали материал, писали сценарии, определяли образовательные возможности фильма для разных дисциплин, обосновывали логику и задачи использования этих виртуальных практик.
Реализация идеи потребовала чуть более года напряженной работы – и 1 сентября 2024 года виртуальная лаборатория была запущена. Сегодня к ней имеют доступ все студенты и преподаватели, но только в стенах института. Это сделано для безопасности данных детей, задействованных в съемках, и исключительно с разрешения их родителей.
– Доступ к обучающему комплексу может получить любой педагог, который пожелает повысить уровень своей квалификации и получить компетенции в инклюзивном подходе, – говорит Светлана Феклистова.
Для нынешних педагогов инклюзивный подход становится вызовом и возможностью расти профессионально. Инструменты, подобные виртуальной лаборатории, позволяют основательно подготовиться ко встрече с ребенком, который отличается от тех, с кем педагог привык работать. Суметь создать такое образовательное пространство, где детям с особыми потребностями будет легко адаптироваться и учиться наравне со сверстниками. Педагоги же в этой работе смогут чувствовать себя устойчиво эмоционально и профессионально уверенно. Ведь эта встреча обязательно случится. И она должна быть счастливой для всех сторон.