Первые месяцы жизни малыша – оптимальный возраст начала занятий по стимуляции речевого развития. Своевременное взаимодействие взрослого и ребенка дает возможность предупредить нарушения речи у детей раннего возраста.
Что представляют собой занятия с ребенком раннего возраста?
Прежде всего, это взаимодействие и общение, которое происходит во время ухода за малышом и игры с ним. Ближе к году к этому следует добавить специально организованные короткие занятия в форме игры. Независимо от того, есть ли у вас консультирующий семью педагог, занятия проводятся родителями и другими членами семьи.
От чего зависит развитие детей раннего возраста?
Развитие ребенка раннего возраста, в том числе и речевое, базируется на трех линиях развития:
- эмоциональное развитие, которое обеспечивается теплыми отношениями с близкими людьми;
- сенсомоторное развитие – развитие всех видов ощущения и восприятия, то есть чувственное познание окружающего мира; умение ребенка тянуться и брать предметы, поворачиваться в сторону интересующего его объекта, перемещаясь в пространстве, исследовать его и т.д.;
- познавательное развитие – способность ставить цель и достигать ее, понимать причинно-следственные отношения, а также многое-многое другое.
Все это дает возможность предположить, что и подход к развитию речи должен быть основан на эмоциональной, сенсомоторной и познавательной стимуляции ребенка.
Последовательность развития речи у ребенка
Крики свойственны ребенку от рождения.
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы).
Лепет – многократное повторение цепочек слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу).
Слова – переход к лепетным словам (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) происходит на фоне лепета. Словом считается любой звук, слог, звукоподражание, несущее смысловую нагрузку (например, повторение слогов ма-ма-ма – это лепет, но то же сочетание слогов, обращенное к маме, – это уже слово).
В возрасте одного года у ребенка может быть от трех до девяти слов.
После полутора лет количество слов увеличивается, а ближе к двум годам появляются слова взрослого лексикона: ба или бака (собака), мами (возьми), мака, мая (маленькая), бо (большой).
Позже появляются словосочетания из двух лексических единиц: «Ляля бах» – девочка упала, «папа у» – папа пилит, «дядя дрр» – дядя едет на машине. Дети используют также сочетание слова и жеста (например, чтобы указать на отсутствие машины, ребенок может сказать «дрр» и показать жест «нет»).
Как поэтапно развивать речь ребенка?
Во время ухода за малышом привлекайте его внимание, разговаривайте с ним, пойте песенки, улыбайтесь. Помните, что на этом этапе ребенка привлекает плавная, певучая речь.
Время кормления – это время общения матери и младенца. Смотрите на малыша, а когда он посмотрит на вас, улыбнитесь ему, скажите что-то ласковое. Идеальным является грудное кормление по требованию, но и кормление из бутылочки, если оно правильно организовано, принесет вам много чудесных минут полной близости с малышом.
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. Дождавшись, улыбнитесь ему.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая разные звуки, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.
Будьте внимательны к сигналам ребенка: возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть и общаться с вами.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, (например, ба-ба-ба, ма-ма-ма), помогайте ребенку подпрыгивать в такт. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность или просто к себе на колени.
Имитируйте лепет младенца. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту.
Разговаривая с малышом, старайтесь быть немногословными. Выделяйте ключевое слово интонацией. Пойте песенки и потешки, сопровождая их жестами.
Привлекайте внимание ребенка к своему к лицу, произносите слоги с губными звуками: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Делайте паузы, давая малышу время повторить их за вами.
Введите в игру с ребенком пальчиковые игры. Это также будет стимулировать его речевую активность. Играйте в потешки с движениями (например, «ладушки»).
Используйте для обозначения происходящего жесты, звуки, лепетные слова, звукоподражания (например, машина – дрррр/би-би; машина едет – дррр + жест «руль»). Таким образом, взрослый использует полное слово, жест, «детское слово».
Способствуйте улучшению качества движений, развитию навыков ходьбы, смены поз.
Полезно составлять списки-таблицы, в которых фиксируются используемые ребенком звуки, слоги и звукоподражания, выступающие в роли слов. Например, если ребенок использует лексему «ка-ка», вкладывая в нее разный смысл: качели, качаться – кач-кач, дождик – кап-кап, ворона – кар-кар, то это фиксируется как три различных слова; речевые сигналы, не несущие смысловой нагрузки (например, вавава, татата и т. д.).
Пример работы по развитию речи:
- беседуйте с ребенком, используя слова из этого списка. Вносите в его лепет конкретный смысл (если малыш говорит «мамама», должна последовать положительная реакция мамы);
- эмоционально и положительно реагируйте на произнесение ребенком имеющихся у него слов. Когда ваш малыш произносит какое-либо слово, постарайтесь понять, что он имел в виду, и отреагируйте на его сообщение. Лучше, если вы повернетесь к ребенку, посмотрите ему в лицо и тем или иным способом подтвердите, что вы его слышите и понимаете. (Например, ребенок принес машинку и говорит: «Би-би». Вы отвечаете: «Да, это машина, она гудит «би-би».) Дети часто просят взрослых назвать тот или иной предмет. Они показывают на него пальцем, сопровождая это каким либо звуком («ммм», «э» и т. д.). Назовите предмет, который заинтересовал ребенка, и ваш диалог можно считать состоявшимся;
- задавайте вопросы, стимулирующие использование первых слов. Предположим, кто-то позвонил в дверь или вы услышали звук открывающейся двери. Спросите: «Кто пришел, кто это?» Если малыш не ответил, назовите сами (папа, баба и т. д.). Еще один пример. Малыш катает машину, вы говорите: «Машина едет «дррр», как едет машина?»;
- стимулируйте слуховое внимание и имитацию; продолжайте играть в «повторялки»;
- если у ребенка появились упрощенные слова из взрослого лексикона (не «бах», а «упа» или «па»), поощряйте их произнесение;
- задавайте вопросы «что делает?», «что случилось?», чтобы способствовать появлению слов, обозначающих действие (глаголов), а также словосочетаний из двух слов «ляля бах» – «девочка упала», «ба-ба ди» – «бабушка, иди»;
- рассматривайте и обсуждайте с ребенком «говорильный альбом»;
- поощряйте использование освоенных ребенком слов в быту и игре;
- если ваш малыш занимается с педагогом или логопедом, познакомьте их со списком слов, имеющихся у него.
Подробнее можно почитать в материалах электронной библиотеки:
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.