ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Кормление – это не механические действия ложкой, которые один человек выполняет для того, чтобы другой стал сытым. Время, проведенное за общей трапезой, – это время общения людей друг с другом, когда каждый может поделиться своими чувствами и мыслями, обсудить новости и планы. Разделяя с кем-то еду, мы тем самым показываем наше особое расположение к этому человеку, проявляем внимание и заботу.

Во время кормления необходимо соблюдать следующие условия:

  • Поддерживать контакт с ребенком.
  • Внимательно следить за коммуникативными сигналами, которые подает ребенок: отказ, просьба, предпочтения.
  • Во время еды положение ребенка должно быть максимально вертикальным и стабильным, выровненным по средней линии. Кормление ребенка в положении сидя снижает риск аспирации (попадания пищи в дыхательные пути), предотвращает хронические бронхиты и пневмонии.

Каким должно быть положение ребенка в процессе кормления?

  • таз плотно прижат к спинке коляски, кресла или стула;
  • ноги стоят на подножке или на полу в обуви;
  • корпус ребенка не должен излишне наклоняться вперед, вправо, влево или назад. Нормально, если ребенок чуть наклоняется вперед во время еды – такое положение удобно для глотания и управления ложкой;
  • локти лежат на столе или другой опоре;
  • голова чуть наклонена вперед, но не запрокинута назад, так как это затрудняет глотание. Когда голова ребенка запрокидывается назад, ребенок чаще давится.

Ребенок во время еды может располагаться следующим образом:

  • за детским столом на детском стуле;
  • в инвалидном кресле (коляске);
  • на руках у взрослого, если это соответствует биологическому возрасту ребенка;
  • полусидя в кроватке, если ребенку невозможно подобрать никакое другое положение или ребенок болен.

Этапы обучения ребенка самостоятельному приему пищи.

  1. Ребенок ориентируется в процессе приема пищи (готовится к еде, двигается по направлению к ложке), его психологическое состояние во время еды стабильно.
  2. Ребенок контролирует действия артикуляционного аппарата: открывает рот, снимает пищу верхней губой с ложки, закрывает рот, глотает.
  3. Ребенок удерживает ложку в руке, зачерпывает пищу, доносит до рта при полной или частичной поддержке взрослого.
  4. Взрослый помогает ребенку контролировать его действия, постепенно передавая ему ответственность до тех пор, пока подопечный не возьмет этот контроль на себя.

Важными этапами в процессе взросления ребенка являются переходы:

  • от приема пищи из бутылочки к умению есть с ложки;
  • от пассивного кормления (ребенка полностью кормит взрослый) к активному использованию ложки. Для ребенка с нарушениями развития промежуточной ступенью будет являться пассивно-активная форма приема пищи, когда взрослый сопровождает действия ребенка «рука в руке».

Полезная литература

  1. Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с функциональными ограничениями.
  2. Бакк, А., К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд; пер. со шведск. Ю. Колесовой. – СПб : ИРАВ, 2001.-360 с.
  3. Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / О. С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.; под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018. – 114 с. 
  4. Гайдукевич, С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей. / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. Гайдукевич С. Е. – Мн. : УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – 144 с. 
  5. Кожевникова, Е. В., Клочкова Е. В. Нет «необучаемых детей» : Книга о раннем вмешательстве / Е.В. Кожевникова, Е.В. Клочкова . –СПб. : КАРО, 2007 – 352 с.

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.

Фото: А. Гальпериной, www.miloserdie.ru.