Кормление – это не механические действия ложкой, которые один человек выполняет для того, чтобы другой стал сытым. Время, проведенное за общей трапезой, – это время общения людей друг с другом, когда каждый может поделиться своими чувствами и мыслями, обсудить новости и планы. Разделяя с кем-то еду, мы тем самым показываем наше особое расположение к этому человеку, проявляем внимание и заботу.
Во время кормления необходимо соблюдать следующие условия:
- Поддерживать контакт с ребенком.
- Внимательно следить за коммуникативными сигналами, которые подает ребенок: отказ, просьба, предпочтения.
- Во время еды положение ребенка должно быть максимально вертикальным и стабильным, выровненным по средней линии. Кормление ребенка в положении сидя снижает риск аспирации (попадания пищи в дыхательные пути), предотвращает хронические бронхиты и пневмонии.
Каким должно быть положение ребенка в процессе кормления?
- таз плотно прижат к спинке коляски, кресла или стула;
- ноги стоят на подножке или на полу в обуви;
- корпус ребенка не должен излишне наклоняться вперед, вправо, влево или назад. Нормально, если ребенок чуть наклоняется вперед во время еды – такое положение удобно для глотания и управления ложкой;
- локти лежат на столе или другой опоре;
- голова чуть наклонена вперед, но не запрокинута назад, так как это затрудняет глотание. Когда голова ребенка запрокидывается назад, ребенок чаще давится.
Ребенок во время еды может располагаться следующим образом:
- за детским столом на детском стуле;
- в инвалидном кресле (коляске);
- на руках у взрослого, если это соответствует биологическому возрасту ребенка;
- полусидя в кроватке, если ребенку невозможно подобрать никакое другое положение или ребенок болен.
Этапы обучения ребенка самостоятельному приему пищи.
- Ребенок ориентируется в процессе приема пищи (готовится к еде, двигается по направлению к ложке), его психологическое состояние во время еды стабильно.
- Ребенок контролирует действия артикуляционного аппарата: открывает рот, снимает пищу верхней губой с ложки, закрывает рот, глотает.
- Ребенок удерживает ложку в руке, зачерпывает пищу, доносит до рта при полной или частичной поддержке взрослого.
- Взрослый помогает ребенку контролировать его действия, постепенно передавая ему ответственность до тех пор, пока подопечный не возьмет этот контроль на себя.
Важными этапами в процессе взросления ребенка являются переходы:
- от приема пищи из бутылочки к умению есть с ложки;
- от пассивного кормления (ребенка полностью кормит взрослый) к активному использованию ложки. Для ребенка с нарушениями развития промежуточной ступенью будет являться пассивно-активная форма приема пищи, когда взрослый сопровождает действия ребенка «рука в руке».
Полезная литература
- Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с функциональными ограничениями.
- Бакк, А., К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд; пер. со шведск. Ю. Колесовой. – СПб : ИРАВ, 2001.-360 с.
- Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / О. С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.; под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018. – 114 с.
- Гайдукевич, С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей. / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. Гайдукевич С. Е. – Мн. : УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – 144 с.
- Кожевникова, Е. В., Клочкова Е. В. Нет «необучаемых детей» : Книга о раннем вмешательстве / Е.В. Кожевникова, Е.В. Клочкова . –СПб. : КАРО, 2007 – 352 с.
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.
Фото: А. Гальпериной, www.miloserdie.ru.