В первые месяцы жизни стимулировать зрительное восприятие у ребенка особенно важно и необходимо. О зрительных стимулах, которые можно использовать в общении с ребенком, предлагаем познакомиться в материале.
В первые месяцы жизни стимулировать зрительное восприятие у ребенка можно, размещая вокруг него крупные контрастные черно-белые картинки и игрушки.
Картинки могут быть как абстрактными (в первые недели жизни), так и в виде лица или черно-белого животного – с 2-3 месяцев. Следует периодически менять положение зрительных стимулов (картинок или игрушек) рядом с ребенком, чтобы поддерживать его интерес. Периодически следует менять и сами зрительные стимулы.
Если ребенок уже хорошо научился фиксировать взгляд на картинке (игрушке), можно предлагать ему прослеживать за ней (по горизонтали, затем – по вертикали, по часовой стрелке и против нее. Если малыш «теряет» зрительный стимул (игрушку) при прослеживании, следует помочь ему снова найти ее, вновь привлечь к этой игрушке внимание ребенка с помощью движения этой игрушкой и звука, издаваемого ею. Когда ребенок уверенно следит за зрительным стимулом (картинкой, игрушкой), перемещаемой по горизонтали, похожим образом, можно учить его следить за предметом, перемещаемым в вертикальном направлении.
Следует помнить, что с 2-3 месяцев ребенок предпочитает смотреть на лицо (живое или нарисованное). Окружая ребенка игрушками и различными стимулами, взрослые не должны забывать, что живое человеческое общение – наиболее важный фактор развития ребенка. При общении с ребенком располагайтесь таким образом, чтобы он видел ваше лицо, можете приближаться и отдаляться от него на несколько сантиметров, следите, чтобы малыш фокусировался на вас. Можно изменять выражение лица при общении с ребенком, следя за его реакцией. Для поддержания интереса ребенка к общению можно также привлекать его внимание к отдельным частям лица, делая их более яркими и выразительными, например, накрасив губы или глаза, надев очки или прикрепив клоунский нос. Можно выделять лицо в целом, надевая на голову яркую повязку или ограничивая его рамкой или «окошком» из картона. Используйте при общении разную мимику, гримасы, это также будет привлекать малыша.
Можно играть в прятки, прячась за платочком или за своими руками на глазах у ребенка. Эмоционально поощряйте и вовлекайте ребенка в эту игру. Помогайте малышу искать игрушку, спрятанную у него на глазах частично, затем – полностью спрятанную игрушку; ищите упавшую игрушку, прослеживайте за движущейся игрушкой. Пробуйте ориентировать ребенка в поисках знакомого человека (мамы, папы), предмета (игрушки) взглядом на вопрос «Где?».
Если ребенок не проявляет интереса к рассматриванию предметов и объектов или быстро теряет из поля зрения предмет, попробуйте усилить сенсорные впечатления от него, добавив, например, звук к зрительным ощущениям от стимула: звучание (звон, музыка) в сочетании со зрительными ощущениями от игрушки.
Помните: если у вас есть подозрения, что ребенок может плохо видеть, обратитесь к специалисту. Своевременная диагностика нарушений зрения и подбор очков при необходимости помогут ему расти и развиваться. Подробнее о центрах раннего вмешательства можно узнать в разделе «Раннее вмешательство».
Литература по теме:
- Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье/М. Брамбринг. – М. : Академия, 2003. – 144 с.
- Игры и игрушки для детей дошкольного возраста/ред. Н. С. Плахина. – М. : РГБС, 2007. – 36 с.
- Наши слепые дети : Рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни/науч. ред. Е. Подколзина. – М.: РГБС, Б. г. – 65 с.
- Солнцева, Л. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям : практ. пособие/Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. – М. : Экзамен, 2004. – 128 с.
- Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие/под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 312 с.
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.