Ребенок раннего возраста развивается, взаимодействуя со взрослыми через игру. Взрослый открывает ребенку мир нового, общается, взаимодействует с ним, окружая разными предметами, игрушками. Как правило, дети с азартом и быстротой обучаются новому. Но бывают ситуации, когда в семье появляется ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, избегающий контакта с людьми, даже самыми близкими.
Ребенка с подобными особенностями часто рассматривают в спектре аутизма, который характеризуется дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, ограниченностью интересов и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам). Дети с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС) предпочитают однообразные собственные занятия или повторяющееся развлечения, они с трудом понимают и усваивают новое, не понимают простых правил, а родительские попытки вовлечь такого ребенка в игру заканчиваются неудачей. Нередко родители детей с РАС после многочисленных безуспешных попыток предпочитают вовсе не играть с ребенком, чтобы самим не огорчаться и не расстраивать ребенка.
Сейчас принято считать, что РАС – это врожденное комплексное расстройство развития, влияющее на жизнь и функционирование человека в разных сферах. Люди с этим расстройством испытывают трудности в области социального взаимодействия и коммуникации. Детям с РАС сложно учиться, наблюдая за другими, специфика развития затрудняет их социальное взаимодействие, способность к общению и совместным играм с другими детьми.
У детей с РАС наблюдаются разнообразные специфические дефициты развития, связанные с особенностями восприятия и переработкой разных видов информации (избыточная или недостаточная реакция на сенсорную информацию) – зрительную, слуховую, тактильную, проприоцептивную (чувствительность, связанную с положением тела и его частей), вестибулярную. Эти особенности могут проявляться в поведении, интересах, играх детей. Например, в виде негативных реакций на определенные звуки или тактильные стимулы. Порой дети могут проявлять необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды: чрезмерно обнюхивать, облизывать или касаться определенных предметов, игрушек. Иногда ребенок может демонстрировать видимое безразличие к боли, высокой или низкой температуре окружающей среды. Такая специфика развития ребенка с РАС часто ведет к ограниченности его интересов, повторяемости действий и занятий, которые могут проявляться в стереотипных формах поведения и ритуалах.
Расстройства аутистического спектра у детей проявляются в области социальных связей, поведения, общения, воображения, интересов, игр. Детям с РАС свойственны дефициты в сфере общения и социального взаимодействия, проявляющиеся в разных областях жизни: в установлении и поддержании социальных контактов и отношений, трудностях социально-эмоциональной взаимности, в сложностях использования вербального (речи) и невербального (мимика, жесты) коммуникативного поведения при взаимодействии с окружением.
Здоровье
Аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений, которые относятся к общим расстройствам психического развития. Согласно МКБ 10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) аутизм диагностируется на основании следующих проявлений:
- качественные нарушения социального взаимодействия;
- качественные нарушения в коммуникации;
- стереотипные формы поведения, ритуалы, навязчивые идеи.
Согласно DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации) аутизм диагностируется на основании следующих проявлений:
Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, проявляющиеся в разных областях жизни:
- дефициты социально-эмоциональной взаимности;
- дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии;
- дефициты в установлении и поддержании социальных отношений.
Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах и деятельности (речь, движения, использование предметов).
Избыточная или недостаточная реакция на сенсорную информацию:
- необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды;
- видимое безразличие к боли, высокой или низкой температуре окружающей среды;
- негативная реакция на определенные звуки или текстуры;
- чрезмерное обнюхивание или касание предметов.
Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Аутизм выставляет специалист – врач-психиатр после наблюдения за ребенком, сбора анамнестических сведений о развитии ребенка первых лет жизни с использованием клинической диагностики по критериям международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10.
Чтобы установить диагноз, оптимально использовать клиническую диагностику в сочетании со вспомогательными диагностическими методами. Вспомогательными методами могут быть: ADI-R – Интервью для диагностики аутизма (пересмотренное), Autism Diagnostic Interview – Revised и ADOS-2 (Диагностическое расписание изучения аутизма, Autism Diagnostic Observation Shcedule. Второе издание).
На ранних этапах семья ребенка, находящегося в спектре аутизма, может получать помощь в центре раннего вмешательства, в психиатрическом диспансере по месту жительства.
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.