НЕ ЖДИТЕ ТРЕХ ЛЕТ! КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНКА НУЖНО СРОЧНО ПОКАЗАТЬ ЛОГОПЕДУ ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГУ

«Наш папа тоже молчал до трех лет, а потом сразу предложениями заговорил…», «Мы в семье его понимали, нам казалось, что все в порядке…», «Мальчики позже начинают говорить, вот мы и не беспокоились…» С такими объяснениями от родителей часто сталкиваются специалисты по речевому развитию. Учитель-дефектолог с 20-летним стажем Антонина Судиловская обращает внимание на проблему, о которой нельзя молчать.

Удивительно, что в современном обществе до сих пор бытует миф о том, что к логопеду нужно обращаться только после трех лет. В итоге за помощью к нам приходят слишком поздно, когда отставание в речевом развитии может достигать нескольких лет.

Восполнение этого пробела — сложная коррекционная задача, требующая зачастую организации специальных условий обучения и воспитания. А ведь проблему можно было предотвратить или, по крайней мере, сократить в раннем возрасте. Речь — сложный психический процесс, отражающий работу многих систем нашего организма: слуховой функции, внимания, памяти, мышления. Характер зарождения и развития речи говорит об особенностях формирования смежных процессов. Так, отсутствие словарного запаса в определенном возрасте может сигнализировать о снижении слуха, расстройствах аутистического спектра и ряде неврологических проблем. Выявление причины задержки помогает вовремя определить комплекс мероприятий для запуска речи. В некоторых случаях для этого может понадобиться не только занятие у зеркала по постановке звуков, но и работа по общему моторному  развитию, активизация познавательного потенциала  или подбор слухового аппарата. 

Маркеры, на которые нужно обратить внимание

Безусловно, не нужно паниковать, если ребенок говорит меньше слов, чем соседский. Все дети разные и их развитие идет неравномерно. Но есть определенные маркеры, на которые следует обратить внимание:

  • в 1 год полностью отсутствуют лепетные слова и звукоподражания типа «ляля», «мама», «ав-ав» и т.п.;
  • в 1,5 года малыш стабильно не реагирует на собственное имя;
  • в 2 года нет простых предложений типа «ляля бах», «папа, дай», «дай биби» и попыток назвать полные слова типа «упа» вместо «упало», ребенок не понимает фразы «принеси мне ложку» или «дай маме мяч»;
  • в 2-2,5 года ребенок не отвечает на простые вопросы «Кто это?», «Что это?», а просто повторяет их за взрослым;
  • с 2 до 3 лет нет резкого прироста словаря хотя бы до 300 слов.

Такие особенности речи должны стать поводом для обращения к неврологу, лору и логопеду в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как минимум, родители получат рекомендации о том, как взаимодействовать с малышом для активизации его речевого потенциала, как максимум — более детальную диагностику и раннюю коррекционную помощь от профессионалов.

В случае подозрения на речевое нарушение до 3 лет распространенное заключение специалистов — ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз предполагает стойкое отставание в развитии всех компонентов устной речи. Страдает понимание обращенной речи, полнота, точность и количество произносимых слов, интонационная окраска речи.  Причины ЗРР разнообразны. Они могут быть связаны как с незначительными функциональными задержками, вызванными, например, частыми болезнями или бедной коммуникационной средой малыша, так и более серьезными поражениями речевых центров головного мозга, полученными в результате инфекций, интоксикаций, травм, асфиксий, применения ряда препаратов в период беременности, родов и новорожденности. В любом случае, если оставить проблему без внимания есть высокая вероятность, что в старшем возрасте разрыв между речевым недоразвитием и нормой достигнет нескольких лет и ребенку придется заниматься в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Как помогут специалисты?

Игрушки для занятий

Что могут предложить специалисты для преодоления речевых проблем в столь нежном возрасте? Невролог по показаниям может выписать препараты, улучшающие мозговое кровообращение и тем самым активизирующие речевые центры. Опытный логопед скорее всего начнет работу с такой базовой задачи, как подготовка ребенка к развитию речевых навыков. Для этого понадобятся внимание ребенка, умение подражать крупным и мелким движениям, понимание ряда инструкций, осознание структуры занятия. Все это формируется в процессе игры и общеразвивающих упражнений.  

По мере появления способности к подражанию будут вводиться задания на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха при постоянном наращивании словаря и совершенствовании грамматического строя речи. Нужно сказать, что логопед, работающий с детьми раннего возраста, достаточно редкое явление. Попробовать отыскать таких специалистов можно в центрах раннего вмешательства при поликлиниках или в коррекционных центрах. В некоторых садах могут открываться группы для детей с задержкой речевого развития. Уточнять эту информацию следует в районных отделах образования или центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства. При этом не следует забывать, что более 50% успеха в процессе формирования речи ребенка будет зависеть от участия родителей.

Что могут сделать родители?

Что же могут предпринять мамы и папы, не дожидаясь вмешательства специалистов или дополняя их работу? Вот несколько рекомендаций:

  • предлагайте ребенку твердую пищу. Жевание — это своеобразный тренажер для органов артикуляции, в результате чего улучшается кровообращение и чувствительность, нормализуется мышечный тонус;
  • поощряйте любые произвольные действия языком. Пусть малыш показывает язык, крутит им в разные стороны, облизывает тарелки и всяческие предназначенные для этого игрушки;
    Игрушки для занятий

     

  • дуйте на все, что может сместиться: на вату, мелкие бумажки, пламя свечи и так далее. Для внятной разборчивой речи понадобится сила выдоха;
  • кривляйтесь, гримасничайте с малышом. С одной стороны, это ценный эмоциональный опыт для ребенка, с другой — артикуляционная гимнастика;
  • учите подражать крупным движениям: «ладушки», «мишка косолапый», «как прыгает зайка», «как летит птичка». Развитие моторики идет от более крупных движений к мелким, дифференцированным. Научившись повторять движения рук, ног, ребенок сможет перейти и к упражнениям для языка, губ, щек;
  • внимательно слушайте все, что говорит ребенок и старайтесь отвечать ему, даже если не совсем понимаете, о чем речь. Игнорирование любого обращения демотивирует общение и после очередного «тише, не мешай» ребенок просто перестанет оперировать речью и перейдет к другим приемам передачи информации;  
  • хотите, чтобы вас слушали и пытались подражать? Говорите с ребенком эмоционально, с динамичной интонацией. Не произнесенный набор звуков речи, а именно мелодика — это первое, на что обращает внимание детский мозг;
  • не выполняйте все инструкции ребенка по его указательному жесту. Ситуация потребности — самая мотивирующая к коммуникации. Используйте это;
  • помните, что речь развивается в процессе деятельности, а ведущий ее вид для ребенка — игра. Нельзя просто взять и заставить ребенка говорить. Надо постоянно сопровождать речью все его действия и создавать условия, в которых малыш захочет сам что-то сказать: башня разрушена — «Ура! Бах!», мяч прыгает — «оп-оп-оп!», собачка прибежала — «ав-ав», малыш шалит — «но-но-но», мишку спать укладываем — «баю-бай» и так с утра до вечера;
  • развитие речи неразрывно связано с мыслительными процессами. Подбирая правильную речевую конструкцию, ребенок пользуется мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Как ни странно, подготовить мозг к таким действиям можно через игровые упражнения: соотнесение по цвету (желтый кубик в желтому кубику, а синий к синему), по величине (большой мишка в большую машинку, а маленький в маленькую), по форме (различные пазлы, прорези, разрезные картинки), соотношение картинок с реальными предметами;
  • и самый важный совет! Никогда не отчаивайтесь и верьте в собственные силы и силы вашего малыша. Наберитесь терпения и не опускайте руки. Ранний возраст — слишком ценный период в развитии детской речи и его нельзя упускать.
 Фото из личного архива автора.
Автор: Антонина Судиловская.